Ольга Гаджиева,
корреспондент районной газеты «Маслянинский льновод»
«Утратив корни — теряем и будущее…»
(о сбережении русских народных традиций в с. Маслянино)
Хотя «прививается» своя же культура своему же народу с трудом, требуя колоссальных энергетических и физических усилий, но движение вперед — есть. И с каждым годом это становится все заметнее. Светлана Юрьевна Дукальская — одна из таких «двигателей». Именно с ней, руководителем фольклорных ансамблей «Горлинка» и «Жаворонушка», руководителем отделения народного пения детской школы искусств, мы решили поговорить о сбережении русских традиций. К разговору присоединилась и Татьяна Петровна Рычихина, директор Маслянинского Дома культуры.
Хороводы у березки
Ансамблем «Горлинка» многое сделано для возрождения национальных праздников в р. п. Маслянино и во всем районе. У директора РДК к этому коллективу особо трепетное отношение:
— «Горлинка» — это не просто ансамбль, который поет, танцует и развлекает своим творчеством зрителей со сцены. Нет! Коллектив, скорее, изучает, возрождает прошлое наследие. Они рассказывают, что это за традиции такие, что за праздники? Откуда они пришли и почему? Вот Троица, например...
— Троица… Помню, как мы начинали, — подхватывает Светлана Дукальская. — Выехали коллективом в лес, хороводы поводили вокруг березки, красивый фильм сняли с обрядовыми песнями. В следующем году к своему хороводу возле Дома культуры подключили прохожих и близких людей. Третий год собрал еще больше участников. А четвертый — вылился в областной праздник! И было здорово! Вместе мы водили хороводы, ели тут же, на поляне, приготовленную уху, танцевали, пускали венки по воде.
— Праздник удался! Хотим продолжать, — резюмирует Татьяна Рычихина. — Жалко нет у нас подходящей поляны на берегу, возле речки, чтобы и достаточно большой была, и близко к поселку. На Острове хорошо было, но далеко. Многим тяжело туда дойти. И еще… Ну не привыкли мы развлекаться сами — любим, чтобы развлекали нас. А тут, на Троицу, надо было все делать самим: самому встать в хоровод, самому сесть и покушать горячей ухи из казана. Но, думаю, у нас получится и к этому постепенно людей подвести.
Когда сокол оторвет хохол!
Активно участвует ансамбль и в Рождественских праздниках: поют тропари на службах в церкви, купаются в проруби на Крещение, «смывая с себя грехи» Святочных гаданий. Любят в «Горлинке» погадать:
— Мы используем простые гадания, они называются «подблюдные». Девицам в прошлые времена интересно было узнать: кто замуж в этом году выйдет, далеко ли увезут их от родного дома, а, может, судьба предначертала умереть или заболеть? Но мы все плохое из гаданий убрали. Все-таки страшно предсказывать болезнь или того хуже. Поем другое, вот, например: «Курочка ряба по проулочку бряла, налетел сокол – оторвал хохол». Если фантазия есть, легко можно понять — к чему такое выпадает, — смеется Светлана и все мы вместе с ней.
— Откуда-то появились ноты церковных песнопений, — вспоминает она другой пласт старинного песенного творчества народа. — Принес кто-то, не помню уже, кто, — Светлана Юрьевна пожимает плечами, — так же появились и слова. Батюшка пригласил коллектив в церковь. Мы взялись учить эти, неизвестно откуда взявшиеся, тропари (тропарь — маленькая песня, где отражена суть праздника). Пели сначала вчетвером. Но сложно-то как было! Слова непонятные, музыка другая. Кто-то предложил перевести слова со старославянского и петь на русском. Но батюшка объяснил: нельзя. В этих словах – особая сила, как в молитве. И с каждым разом становилось все легче и легче. Сейчас уже всем коллективом поем. А какие эмоции переполняют, когда даже просто постоишь в клиросе (в православной церкви клирос — место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы). А уж когда попоешь! Словно прикасаешся к святому! Отец Виктор зовет нас и на другие праздники, но не всегда получается. Думали, не получится у нас в этом году попеть в церкви – мы как раз уезжали на фестиваль. Но батюшка настоял: спойте хотя бы перед службой. Спели! И с благословением отправились в Искитим на Рождественский фестиваль, где познакомились с другими фольклорными коллективами области, пели рождественские песни.
Да за свадебку!
Проводит «Горлинка» и настоящие свадебные обряды, которым артисты обучились у сельского самодеятельного коллектива «Прямчаночка». И вроде бы не особенно этот обряд афишировался, но люди о нем как-то узнали. Об этом особенном свадебном обряде по заказу Министерства культуры Новосибирской области даже сняли документальный фильм в селе Прямское с участием коллективов «Горлинка» и, разумеется, «Прямчаночка».
…На экране появляется девушка-невеста — настоящая, не постановочная. А «Горлинка» проводит обряд одевания невесты. В комнате только девушки и мама — мужчинам тут не место. Звучит грустная, протяжная песня. И какое веселье может быть — уходит дочь из дома. Невеста, недавно улыбающаяся, уже уронила на румяные щечки слезинку. И мама, глядя на свою красавицу, тоже вытирает слезы — то ли радости, то ли грусти… Все так пронзительно и душевно...
Думы о вечном…
— Интересно как получается, — замечает директор РДК, — вроде бы и не знала, не учила я никогда этих народных песен и хороводы не водила. А вот стоило только раз поучаствовать в празднике, и я поймала себя на том, что слова очень легко ложатся на язык. И, кажется, что я всегда их пела, и хороводы всегда водила. Или, может быть, просто вспомнила, как в детстве слушала пение своей бабушки? Это музыка наших корней, на генетическом уровне. Она живет в нашей памяти, несмотря на то что столько лет нас пытались оторвать от этих корней! Мы живем в суете, привнося хаос и в свою жизнь, и в жизнь вокруг, в жизнь самой природы. У нас все бегом. И мы никак не можем позволить себе расслабиться...
— И голоса наши звучат не так... — добавляет свое Светлана Юрьевна. — Поем с бабушками-прямчаночками и, кажется, все получается. А поем без них – не то! Я даже специалисту звонила, спрашивала: почему так? Объяснил: они жили по-другому. Ритм жизни у них другой был. Неспешный. Вот и песни у них такие же: протяжные, лиричные. А мы соберемся коллективом — и смотрю, кто-то уставший с работы пришел, у кого-то настроение плохое. И у самой иной раз как будто «биотоков» не хватает их «поднять», а ведь нам нельзя просто петь — надо, чтобы поработала и душа.
— Но вы же делаете богоугодное дело, Светлана Юрьевна! — восклицает Татьяна Петровна.
— Только почему же так тяжело?.. Всех собрать нужно, всех убедить…
— Но ведь праздники приживаются! А творческий человек и должен постоянно сомневаться…
Крутится колесо жизни. Бежит вперед. Под тяжестью его что-то гибнет, уходя в прошлое навсегда и безвозвратно. Что-то распадается, оставляя мелкие крупицы прошлого наследия в памяти бабушек и дедушек… Кто-то эти крупицы находит. Собирает. А соединяя одну с одной — лепит, создает, возрождает к новой жизни. Пусть с трудом, пусть с надрывом. Но живет память, оживает традиция — а, значит, есть надежда и на наше светлое будущее.