Наталья Владимировна Леонова,
доцент кафедры этномузыкознания
Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки,
кандидат искусствоведения
Из экспедиционных дневников учёных-фольклористов (Северный район)
Основной формой выяснения современного состояния фольклорных традиций по-прежнему является экспедиционная (полевая) работа, которую проводят исследователи традиционной культуры и участники исполнительских коллективов, репертуар которых составляют произведения народного творчества. Собранные по ходу экспедиции материалы поступают на хранение в фольклорные архивы или оседают в частных коллекциях.
Славянские коллекции Архива традиционной музыки (АТМ) Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, значительная часть которых сформировалась в 1970–80-е годы, содержит около трёх тысяч единиц русского, белорусского и украинского фольклора, бытующего на территории Сибири и Дальнего Востока, в том числе в районах Новосибирской области.
Из-за трудностей с финансированием экспедиционной работы с начала 1990-х годов поступление в АТМ нового материала прекратилось. Вынужденная пауза затянулась на долгие десять лет. В 2002 году, при финансовом содействии российских научных фондов и программ, этномузыкологи-слависты присоединились, наконец, к своим коллегам, изучающим традиции коренных народов Сибири и певческую культуру сибирских старообрядцев.
При поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (руководитель проекта Галина Борисовна Сыченко) в июле 2002 года была проведена работа по изучению состояния ряда музыкально-фольклорных традиций Северного района Новосибирской области, материалы о которых в АТМ в то время отсутствовали. В составе экспедиционной группы работали доцент кафедры этномузыкознания консерватории, кандидат искусствоведения Наталья Владимировна Леонова, научный сотрудник АТМ, кандидат искусствоведения Наталья Александровна Урсегова и студентка 5 курса консерватории Екатерина Игоревна Жимулёва.
Все участники экспедиции, включая руководителя, ехали в этот далёкий северный край, без малого 500 километров от Новосибирска, впервые. Впрочем, с песенным талантом северян и бергульцев были знакомы заочно – по научным публикациям и фонозаписям, по их многократным выступлениям на различных фольклорных фестивалях, школах-семинарах, участию в конкурсах. Представление о современном состоянии народно-песенных традиций в других населённых пунктах Северного района, в частности расположенных по реке Тартас, было смутным.
Поездом доехали до Барабинска, а дальше – трёхчасовое путешествие в автобусе до районного центра Северное. Словоохотливая попутчица – Александра Ивановна Голубева рассказала о местных достопримечательностях, поведала об истории ныне несуществующего села Тахтаметьево, в котором проживали татары, поляки, чуваши. Александра Ивановна рассказала и том, что по дороге в село Чуваши, на берегу реки Тартас, есть памятник, которым отмечено якобы место битвы дружины Ермака с ханом Кучумом. Она же назвала нам первые имена знатоков местной истории и песенниц.
Десять дней продолжалась наша работа в Северном районе, и все это время мы чувствовали поддержку и опирались на конструктивное содействие «местной культуры»: заведующего отделом культуры территориальной администрации Северного района Юрия Георгиевича Гламаздина, директора районного Дома культуры Сергея Григорьевича Осипова. Нашим «куратором» на время экспедиции стала Екатерина Петровна Финашкина, сотрудница местного Дома культуры, в то время студентка фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. С глубочайшей благодарностью вспоминаем их участие в решении достаточно сложных вопросов, связанных с работой экспедиции.
Основную заботу по организации наших поездок по сёлам района взял на себя С. Г. Осипов. Он воспитанник Новосибирского культпросветучилища и выпускник Алтайского института культуры, но главное – уроженец знаменитого песенного села Бергуль. В его лице мы встретили большого энтузиаста народного творчества, своего рода «летописца» и хранителя традиционной культуры, которому были, безусловно, близки наши изыскательские намерения. В беседах с ним удалось узнать много нового о знаменитых певческих группах района и, прежде всего, о бергульцах. Но об этом позже.
Наша группа вела работу как в районном центре, так и в сёлах Северного района. Первая поездка состоялась в село Гражданцево.
По сведениям информантов, а в Гражданцево мы работали с Усовой Акулиной Васильевной (1927 г. р.), Кейль Галиной Савельевной (1925 г. р.), заведующей СДК Осиповой Татьяной Ивановной (1960 г. р.), село основано в 1890-е годы братьями Назаровыми, выходцами из Уфимской губернии. До 1920 года оно называлось Нижнее Назарово (нынешний районный центр прежде носил имя Верхнее Назарово). В село приехали переселенцы из Курской, Могилевской и Черниговской губерний, которые, в основном, сеяли зерновые, занимались заготовкой леса, охотой, скотоводством. В начале ХХ века сюда на постоянное место жительства стали приезжать русские, проживавшие некогда на территории современной Белоруссии.
Надо полагать, что исходная пестрота жителей Гражданцево оказала воздействие и на формирование местной народно-песенной культуры. В ней можно обнаружить сочетание как минимум двух культурных составляющих – русской и украинской. Русская часть репертуара представлена такими традиционными песнями, как «Расскажи-ка, душа Маша», «Скакал казак через долину», «Ой там, на горе». Значительную в количественном отношении группу их репертуара составляют русские песни позднего городского и литературного происхождения: «Где эти лунные ночи», «Солнце всходит и заходит», «Сяду я за стол», «Однажды сижу за гитарой», «Хасбулат молодой», «Степь да степь кругом». Из украинского фольклорного фонда широко распространены традиционные лирические песни, такие, как «Нэсе Галя воду», «Ой, ты, хмелю», «Гэй, Галя, гусей».
Значительную группу составляют песни, исполнявшиеся на вечёрках, совместных праздниках, проводимых с участием молодёжи из соседних деревень. Так, членам экспедиции удалось записать крутухи: «Чернява, чернобровая моя», «Полоса моя, полосынька»; «визитную карточку» села Гражданцево «Ой, кудряш, мой кудряш» – единственную песню села, опубликованную в сборнике «Хороводные и игровые песни Сибири»; игровую поцелуйную песню «Раз, два, три, четыре – я жениться хочу», которую пели под балалайку или под гармошку, а также «А мы просо сеяли, сеяли», «Посеял зять репку», исполнявшуюся с пляской («дроби ногами били, притопывали»).
Особо следует отметить традицию инструментального музицирования на балалайке, которую нам продемонстрировала Акулина Васильевна (баба Лина, между прочим, приёмная мать главы администрации Северного района Геннадия Георгиевича Зырянова). От неё были записаны наигрыши: «Как Ерёма стал тонуть», «Камаринский», «Семёновна», «Подгорная», «Цыганочка». Кроме того, исполнительница продемонстрировала разные настройки инструмента, а также перестройку балалайки из «гитарного» в «балалаечный» строй, спела ряд песен под аккомпанемент балалайки. При этом балалайка в руках исполнительницы не всегда играет аккомпанирующую роль. Иногда Акулина Васильевна подыгрывает на балалайке «второй» голос, которого ей явно не хватает при пении городских лирических песен.
Всего в селе Гражданцево было записано 35 фонограмм. Это немного по сравнению с числом записей, выполненных в Северном. Но это достаточно солидная и очень интересная коллекция, так её следует оценить, если учесть два обстоятельства. Первое – то, что пробыли мы в Гражданцево всего несколько часов, а второе – что песенницы относятся к разным возрастным группам, а их родители (или более ранние предки) приехали в Сибирь в разное время и из разных мест. В таких ситуациях совместный певческий репертуар и не может быть очень объёмным.
На обратном пути нас ждала неприятность – поломка машины. Вероятно, нас бы сильно покусали местные кровососущие насекомые (пауты), если бы не наш замечательный шофер Иван Иванович, который достаточно быстро устранил поломку.
Вечером, усталые, слегка искусанные паутами, мы возвращаемся в гостиницу, обсуждаем итоги первого экспедиционного дня, намечаем план работы на завтра. После ужина принимаемся за обработку экспедиционных материалов и ложимся спать глубоко за полночь. Завтра нас ждёт поездка в село Чуваши.