Людмила Константиновна Гореликова,
сотрудник Мошковского краеведческого музея
Много солнца в холодном интерьере
«Есть творчество, которому нельзя научиться, – это от Бога. А есть, как моё, – ремесло. Единственное, что должно быть – своё видение, своя особинка», – так скромно отозвалась о своих работах мошковчанка Ольга Андреевна Почтарёва.
Она с детства хорошо рисует. А при создании своих великолепных «полотен» вместо красок и кисти использует обыкновенную солому, которая в её руках превращается в искристый, солнечный материал.
Один цикл её картин представляет народный фольклор, а другой – светские вечера. Радостное, солнечное искусство в её творениях – словно застывшая музыка. Как в сказке о спящей царевне, когда по мановению палочки феи заворожено мгновение. Все её работы пронизаны большой любовью, пониманием исконно русских традиций, лёгким юмором. Многие из них сюжетные.
Вот в пляс пустился народ. Скоморохи бьют в бубны, играют на жалейке. Под такую музыку трудно устоять на месте. И кружат девицы красные в такт задорной мелодии. Видишь следующую работу – и вспоминаешь есенинские строки о светлых берёзах, что растрепали свои золотые косы. А под ними на околице села – хоровод девичий. И как не пуститься в пляс, если музыканты хоть куда: гармонист, да балалаечник, да дударь молодой. Вот молодица в узорном кокошнике пританцовывает, ей подыгрывает и подпевает озорной парнишка в лопаточках. Дальше – кони златогривые несутся как гоголевская Русь-тройка. Ещё панно: у раскрытого окна троица – бабушка-сказочница и двое внучат. (Ольга поделилась, как нелегко было придать глазам бабушки выражение доброты, изобразить нежные улыбки ребятишек). На следующей картине – в светлице, где по стенам и потолку райские птицы, важно восседают на лавках, словно на смотринах, две девицы в пышных сарафанах, а третья, младшенькая, девица-краса, длинная коса, прядёт свою нескончаемую пряжу. А тут двое – словно сошли с лубочной картинки: парнишка молодой заигрался на гармонике, а молодица в расписном кокошнике уморилась плясать, подыгрывая ему на ложках… Дед с бабкою у самовара: пыхтит паром самовар, дуют на чай в блюдечках дедок и бабуля, потешные, словно живые. Даже кот на них в изумлении загляделся… Иван да Марья – муж и жена в деревенской избе. Марья, глаза потупив, крутит веретёнце, а муженёк лукаво поглядывает, любуясь молодицей, да наигрывает на гармони. Здесь и русская печь, и огонь в печи, и поленья, и утварь, и коты, важные, сытые, мордастые. Русская старина кружит голову...
Тема «Светские вечера» раскрыла новую грань таланта мастера, сумевшего отразить эпоху XIX века. Роскошные итальянцы музицируют, поглощённые игрой. Герои «Горя от ума» Грибоедова – Софья и Молчалин. Первый бал Наташи Ростовой. И вновь музыканты – жеманные девицы и юноша танцуют польку-тройку. Русская актриса… француженка… англичанка… Переданы мельчайшие детали одежды этого времени, даже фактура шёлка и атласа нарядов.
Полюбуешься на всё это, отойдёшь, а ноги вновь назад несут. Хочется смотреть и смотреть – такая светлая радость от встречи с творчеством Ольги Андреевны Почтарёвой.
«Мне надо многое успеть сделать, – говорит Ольга Андреевна, – мы все только собираемся пожить… Это где-то работают, чтобы жить, а мы живём, чтобы работать. Про будущее что загадывать? Конечно, хотелось бы мир посмотреть. Но если это неосуществимо, попробую мечту воплотить в своих картинках».
Она с детства увлекалась не только рисованием, любила петь и плясать. Бывало, гладит бельё, а по «Маяку» мелодию задорную передают, не удержится – давай дробушечки выбивать.
«Ольга, – скажет мать, – ты хоть утюг-то выключи, посмотри на сестру – как шьёт, а ты всё пляшешь и поёшь». Но, видимо, всему своё время. Не раз дочка круто меняла свою жизнь.
Закончила в Новосибирске школу, дирижёрско-хоровое отделение культпросветучилища – и вдруг поехала в деревню, два года заведовала сельским Домом культуры, вела бальные танцы. Поступила в Кемеровский государственный институт культуры, собиралась стать методистом-организатором. Но вышла замуж и переехала в Ташкент, по месту жительства мужа. Здесь родились дети, здесь попробовала себя, как она говорит, в ремесле. Взялась вести подростковый клуб, возила «трудных» ребят на занятия по прикладному творчеству и сама с ними осваивала то макраме, то роспись по дереву, то работу с соломкой. Картины из соломки составляла время от времени – так, в подарок кому-нибудь (солому родители присылали из Новосибирска в посылках). Пробовала её красить. Сделала в цвете пять работ, призвала главное жюри – сыновей, мужа со свекровью. Все заключили: естественный цвет материала лучше. Согласилась, при желании и соломке можно придать массу оттенков – от белого до тёмно-коричневого. Специальной литературы было очень мало, приходилось экспериментировать. Она и не подозревала тогда, каким спасением станет для неё это увлечение.
Почтарёвы вернулись в Сибирь и поселились в районном центре Мошково. Ольга Андреевна вспоминает самый счастливый и радостный день. Конец сентября. Грязь. Лес в пожаре осени. Она идёт и радуется: «Какая я счастливая. Как хорошо вернуться домой!» Всё, казалось, удачно складывается. Муж сам построил прекрасный дом и обустроил в нём всё своими руками. Вокруг дома и в нём множество цветов (комнатные цветы – ещё одно увлечение героини повествования). Подрастали дети. Ольга ни дня себе не представляла без работы и творчества, которые к тому времени уже крепко переплелись. Работала в Доме школьников, школе-интернате – так у неё появилось много учеников среди детей. Ежегодно ребята из её кружка «Соломка» принимали участие в выставках детского творчества, которые полюбились родителям этих детей. Параллельно были организованы персональные выставки работ самой Ольги Андреевны. К мастерице потянулись взрослые ученики. Хотя свои работы она скромно продолжала называть просто ремеслом, с чем никак нельзя согласиться, известность её как самобытного художника – мастера по соломке – перешагнула границы своего района и даже области.
При поддержке областного Дома народного творчества были организованы выставки её работ на традиционных межрегиональных рождественских ярмарках мастеров декоративно-прикладного искусства в Новосибирске и персональная выставка в выставочном зале Дома народного творчества. В этот же период в Мошкове были проведены несколько семинаров и мастер-классов, на которых Ольга Андреевна обучила своему искусству начинающих мастеров чуть ли не со всей области. Теперь на областных и межрегиональных выставках можно увидеть работы, напоминающие её манеру, которую как почерк можно узнать сразу. Уникальность состоит в том, что в этих работах, как ни в каких других, есть объём, который придаёт особый колорит. Это достигается особыми приёмами в работе с природным материалом, найденными мастерицей в процессе постоянного поиска новых выразительных средств. Неподражаемыми остались индивидуальность выбора тем, передача настроения и частички души, запечатлённые в каждой из её картин.
Известие о тяжёлом заболевании свалилось неожиданно, как снег на голову. Страшный диагноз никак не укладывался в голове: молодая, цветущая женщина, в самом разгаре свого педагогического и творческого потенциала. Муж и сыновья в беде, как и в радости, были рядом. На семейном совете было принято решение – бороться за жизнь, используя любую возможность, включая все возможные методы, способы и средства.
Одним из них стало продолжение занятия творчеством. Увлечение, превратившееся за 25 лет в главную составляющую её жизни, стало главным связующим звеном между ней и жизнью. Она продолжает бороться за каждый свой день, остро чувствуя и сопереживая всему происходящему вокруг. В её картинах появилось больше романтизма, мечты. Они наполнились глубоким духовным содержанием.
«Сегодня я молюсь, – говорит она, – Боже, дай возможность моим детям найти своё дело, которое было бы им в радость. Муж перепробовал много профессий, он был настоящим мастером на все руки. Всем, что сделал, залюбуешься».
К сожалению, отдав все силы на борьбу за выживание супруги, с проблемами своего здоровья он не смог справиться. Но зёрна добра и красоты, заложенные им, прорастают в сыновьях, которые многому у него научились. Старший с упорством, присущим ему, постигает секреты профессии, востребованной в большом городе. А младшему передались любовь и умение обращаться с деревянным материалом. Ведь дерево, по словам их отца, дольше всего хранит в себе жизненное тепло.
Красота воспитывает, считает Ольга Андреевна. Ребёнок по-иному воспринимает мир, если его с детства окружают прекрасные картины, цветы, интерьер. Основу жизни составляет любовь, которая в её жизни – всё. К семье, работе, цветам, природе… Очевидно оттого, что в душе её, однажды поселившись, продолжает жить любовь, в картинах остаётся так много света и солнца.
Она продолжает выставлять свои картины на Сибирской ярмарке, став постоянным участником её различных по тематике выставок. Ежегодно участвует в разнообразных выставках и проектах мастеров декоративно-прикладного искусства областного и межрегионального уровня как одна из лучших представителей мошковских народных художников-промысловиков.
Последняя экспозиция, организованная в Мошковской центральной библиотеке, представляла цикл работ «Светские вечера», а также картины других мастеров, многих из которых обучила Ольга Андреевна Почтарёва.
Ветром и солнцем наполнены паруса, ещё мгновение – и сорвётся с места парусник, помчится к неведомому и прекрасному по водной глади… С этой работы В. Л. Ставицкой, воспитателя детского сада, началось знакомство с выставкой «Волшебный мир соломки». Вероника Лукьяновна занялась этим солнечным искусством под влиянием работ Ольги Андреевны Почтарёвой. Мастерица помогла ей только в начале, и под руками Вероники «зацвели» ромашки, «загорелась» свеча, «закачался на волнах» кораблик…
«Рука у неё точная, работает быстро, аккуратно, получаются изумительные вещи», – так оценила увлечение Ставицкой Ольга Андреевна. Она в картинах каждой участницы отметила особинку.
Более десяти лет назад О. А. Почтарёва показала, как тонировать, гладить соломку О. Н. Руколеевой. На выставке были представлены три картины Ольги Николаевны.
С. А. Нестерович использует крашеную соломку, у неё свой почерк, свои сюжеты. На одной картине изящные японки в цветных кимоно грациозно изогнулись в восточном танце, на другой – Святая Троица, на третьей – цветы. Однажды О. А. Почтарёва познакомила её с технической стороной дела, а потом Светлана сама учила детей этому искусству в новосибирском центре творчества «Содружество».
Л. В. Стрекневой также уроки Почтарёвой пригодились. На выставке рядом с картинами Любови Витальевны – работы учеников.
Увлеклась этим искусством и Г. А. Рязанцева. На её панно милая Алёнушка несёт ведёрко с водой, впереди козлёночек, цветы, и деревья, и птицы сочувствуют им. В изумлении застыл Иван перед конём златогривым. А на этой картине изображена загадочная дама, словно пришедшая из стихотворения Блока:
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…
«Когда смотрела, как работает Ольга Андреевна, казалось, это просто, – делится Галина Алексеевна. – А начала сама – столько кропотливого труда, но всё равно он в радость».
Работы Т. И. Черных зачаровывают, не верится, что они выполнены из соломки. Лебеди как живые. Уголок старой крестьянской деревни с заснеженными шапками-крышами на избах, утонувших в сугробах, – точь в точь гоголевская ночь перед Рождеством. Буддийский храм, японские пагоды, фигурки японцев – одни совершают обряд, молятся, другие направляются к храму… С такой неожиданной творческой стороны раскрылась Татьяна Ивановна после того, как взяла несколько уроков по работе с соломкой у О. Н. Руколеевой.
Ольга Андреевна Почтарёва у каждой из участниц отметила лучшие работы, о каждой рассказала. Но и в свой адрес услышала много добрых слов.
«Талант ваш щедрый. Вы стольких женщин осчастливили, приобщив их к творчеству, за что я и хочу вас поблагодарить», – сказала на открытии выставки Л. Т. Карасюк.
Ольга Андреевна Почтарёва намерена дополнить коллекцию «Светские вечера» и начать новую – по мотивам русских сказок.
Вот так искусство, особенно распространённое в Белоруссии, нашло последователей и в Сибири, на нашей мошковской земле.
Хочется пожелать мастеру осуществить задуманное и дальше прославлять народное искусство, уходящее корнями в седую древность, нести радость людям и себе самому.